12:52
Братья Стругацкие враждебные прогрессоры. | |||||
![]() Разочарование Пишет ggka1986 Несколько лет назад познакомился с творчеством братьев Стругацких, и, честно говоря, сразу влюбился в созданные ими миры. Читал, что называется, запоями. Ночи напролет мог глаза слепить. Много их прочел в юношестве. Потом как-то переключился на других авторов. И вот недавно, уж и не знаю почему, вспомнились мне мои старые знакомые. Я полез в сеть в поисках непрочитанных мною рассказов Стругацких. Выбор мой пал на повесть «Стажеры». Я как и прежде взахлеб прочел повесть. А как иначе? Ведь там же описывается общество светлого коммунистического завтра, которое должно быть вместо темного капиталистического сейчас. И описывается все так, что начинаешь верить, в то, что если бы не перестройка (и ее первопричины), то сейчас мы бы жили примерно в таком вот будущем победившего коммунизма, и студенты мечтали бы об освоении планет Солнечной системы в кресле космического корабля, а не о освоении бюджета в кресле чиновника. И на этой оптимистичной ноте взять бы да и закинуть в архив мозга эту самую повесть, в раздел ностальгия о несбывшемся будущем. Но, видимо, прожитые годы с момента моего знакомства с творчеством братьев дали о себе знать и после первого, чисто эмоционального, впечатления, я задался вопросом: «Согласен ли я с морально-смысловым наполнением данной повести?». Оказалось, что не согласен. А суть дела вот в чем. Центральная мысль, как мне показалось, которую авторы протянули через всю повесть, состоит в том, что приносить в жертву прогрессу собственную жизнь не разумно, безответственно и даже с какой-то точки зрения безнравственно. Т.е. в повести «Стажеры» Стругацкие бросают вызов советским моральным устоям. Они говорят: «Мы больше не поем песни безумству храбрых, и таким, как Данко в светлом коммунистическом будущем не место». Понимаете? Гагарин рисковал, с этой точки зрения, зря! Но если личная жертва на алтарь прогресса является безнравственной, то что уж говорить о советском государстве? Большевики не только собой жертвовали, но и с теми, кто на пути прогресса вставал, не церемонились. Но это еще не все. В повести есть глава «Бамберга Нищие Духом», там рассказывается о шахте на астероиде по добыче драгоценных камней, на которой работают наемники из капиталистических стран. Причем абсолютное большинство шахтеров по возвращении на Землю либо гибнут от болезней полученных на Бамберге, либо становятся бесплодными. И вот главные герои прилетают на этот капиталистический островок в космосе с проверкой. Надо сказать, что Стругацкие описывают обитателей астероида как скотообразных гуманоидов. Генеральный инспектор наводит там шороха и читает проповедь о том, что нельзя жертвовать жизнью ради того, что бы буржуи в красивых побрякушках расхаживали. И, надо сказать, никаких претензий у меня к этой главе нет. В этом вопросе абсолютно согласен с авторами, но это если вырвать данную главу из контекста повести. А если рассматривать в контексте? Тогда получается, что жертвующих жизни ради общечеловеческого прогресса данная повесть приравнивает к рискующим жизнью ради повышения качества и количества собственного потребления. В итоге повести один из главных героев (прославленный ученый, герой и бравый мужчина) погибает на глазах у стажера, рискуя жизнью в попытке доказать свою научную гипотезу. Стажер, который уже успел к нему привязаться и безгранично уважал своего наставника, приходит к выводу, что действительно прогресс не стоит таких жертв. И опять у меня возникает вопрос. Но ведь стажер любил своего наставника именно за то, каким он был рискованным, бравым? Уважал то он его именно за вклад в науку, которого могло и не быть, если бы не рискованность и бравада? Да и читателю, я уверен, он симпатичен именно из-за этих своих качеств. И, понимая это, понимаешь манипулятивность повести Стругацких. Понимаешь, что те, кто так красочно описывает желаемое коммунистическое будущее, сами же закладывали бомбу замедленного действия под это будущее. ****** W* по прошествии времени, анализе текущих событий приходит понимание о методах и способах перекодировки советского человека, которое началось исподволь и задолго до Перестройки. Хорошо они над нами поработали, что и говорить! Однако, сколько веревочке не виться, а конец всё одно будет. А творчество Стругацких надо очень внимательно продолжать изучать: в них заложено многое для понимания уготованного нам будущего и путях его недопущения. | |||||
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Похожие материалы:
Культурные фотомодели Ангелы Путси