Сегодня в России много говорят об общем упадке культуры вообще и образования в частности. Наши предприниматели обижаются на молодёжь, не умеющую, по их словам, ни устно, ни письменно формулировать свои мысли, если даже таковые есть. На это обратил внимание и президент, по инициативе которого кроме пресловутого ЕГЭ отныне вводится дополнительно выпускное сочинение, да ещё и с его защитой. А ведь корень зла следует искать в навязываемых нам кем-то реформах образования. Министерство образования почему-то за образец взяло американскую школу, от которой, как выясняется, отказались сами американцы. Нынешний президент США Обама очень обеспокоен состоянием образования в своей стране. Очевидцы утверждают, что сегодняшний выпускник американской средней (да и обычной высшей!) школы слабо ориентируется в математике, физике и литературе, лишён понятия о географии и т.д. Представитель известной фирмы «Боинг», ознакомившись с нашими реформами, недавно признал, что скоро у них некому будет ремонтировать самолёты, ибо американцы на это сами не способны и делают пока часто русские специалисты. Известно, что многие американские фирмы, занимающиеся разработкой программ для компьютеров, состоят сплошь из русских программистов. Треть всех новаций в Америке – плод труда русских специалистов. Нашу страну в 90-е – 2000-е годы покинули около миллиона учёных, которых охотно принимали на Западе! Однако Фурсенко, Ливанову и Ко почему-то потребовалось реформировать нашу лучшую в мире систему образования. Не вызывает ли это у вас желания получить ответ на вопрос: Почему? Кстати, считающаяся сегодня лучшей финская система образования базируется на советском опыте! Представляется, что основным достоинством разрушенной у нас системы было то, что она в значительной степени формировала понятийное мышление у обучаемых. Кратко поясним, что под этим подразумевается.
Прежде всего, следует отметить, что само понятие было введено в обиход советским психологом Л. Выготским в середине прошлого века. Оно включает три момента. Первое – способность человека видеть суть процесса, явления или объекта. Второе – способность понять причину и прогнозировать последствия, иными словами, анализировать прошлое и прогнозировать будущее. Третье – способность систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно воспринимают происходящее и принимают верные решения. Кто не обладает – уверены в правильности своего видения, но их иллюзии разбиваются о реальность. Их прогнозы не реализуются, решения не оправдывают себя.
Приведём тест, предлагаемый психологами детям для оценки наличия у них понятийного мышления. Каждый желающий может оценить себя, памятуя о том, что тест это детский!
Из набора слов требуется выделить слово, являющееся лишним в ряду. Например, воробей, утка, синица, птица, соловей, гусь, страус, снегирь.
По мнению учёных психологов сегодня не более 20% наших сограждан обладают понятийным мышлением. В основном это те люди, которые хорошо изучали естественные и технические науки, когда и научились выделять существенное и устанавливать причинно-следственные связи. Доказано что это меньше относится к гуманитариям! К слову, поскольку наша верховная власть почти сплошь состоит из юристов, экономистов, историков и КГбешников, ожидать среди них большого количества людей с понятийным мышлением не следует. Эти люди способны красиво говорить, но не вести страну к вершинам благополучия.
Примерно та же картина наблюдается во всех так называемых развитых странах. Исследования показали, что среди взрослых образованных людей, например психологов в Европе, более 70% мыслят, как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку; не видят причинно-следственных связей.
Замечено, что понятийное мышление само по себе, по мере получения человеком жизненного опыта, не формируется. Оно является результатом изучения естественных и технических наук, которые сами построены по понятийному принципу. Особое внимание к этим наукам и соответствующим специалистам в послевоенном СССР позволило, и формировать достойную власть, и достигнуть больших успехов практически во всех областях общественной жизни. Увы, сегодня естественные и, тем более, технические науки в России не популярны. Молодые люди стремятся стать юристами, шоуменами, экономистами, торговцами, финансистами, менеджерами, но не инженерами, физиками, биологами или математиками, что и сказывается отрицательно на общественной жизни. А ведь будущее страны определяет молодёжь! Может быть, пора пересмотреть политику в образовании, да и не только там!?
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Цитата: “Прежде всего, следует отметить, что само понятие было введено в обиход советским психологом Л. Выготским в середине прошлого века.”
Не психологом, а педологом Выготским! Немного истории, для тех, кто забыл!
….Педология быстро распространилась в западноевропейских странах и была перенесена также в Россию. После революции 1917 года педологи “полезли” в систему советского образования толпами. 7 ноября 1917 года был сформирован Наркомпрос, который возглавил большой любитель экспериментов Анатолий Луначарский.
Выготский был одним из главных педологов страны до 1934 года. Согласно его культурно-исторической теории, главное отличие человека от животного состоит в обусловленности его поведения и развития социально-культурными факторами. Проблема развития детской психики, трактовалась им под одним и тем же углом зрения: созидание из ее биопсихического природного "материала" новых культурных форм. Выготский придал процессу обучения новаторскую трактовку во введенной им концепции о "зоне ближайшего развития", согласно которой только то обучение является действенным, которое "забегает вперед" развития. http://development2005.narod.ru/pervoist/vygotsk.htm
Педологи утверждали, что судьба детей якобы обусловлена роковой наследственностью и социальной средой, которую они рассматривают как нечто неизменное. Этот реакционный тезис использовался педагогами для зачисления большого количества детей в категорию умственно отсталых, дефективных и «трудных».
Широко применяя антинаучные тесты, педологи делали произвольные выводы о якобы слабых умственных возможностях детей трудящихся. Кое-кто из педологов попытался скрестить педологию и фрейдизм. В частности, Александр Лурия, ученик Л.С. Выготского
Также была введена система, получившая название Дальтон-плана.( Автором концепции является Элен Паркхерст, которая после экспериментов в своей собственной школе вместе с Марией Монтессори, разработала Лабораторный План в средней школе г. Дальтон (Dalton), Штата Массачусетс в 1916. Элен Паркхерст позаимствовала многие идейные положения «прагматической педагогики» Дьюи.
Джон Дьюи, создатель современной теории образования, защитил свою диссертацию в Университете Джонса Хопкинса под руководством гегельянцев. Работа Дьюи – это Гегель в чистом виде, в теории и на практике, что полностью противоречит правам человека. Сравнение немецких гегельянцев, Джона Дьюи и современных теоретиков образования показывает их сходство. Дети идут в школу не для того, чтобы развивать индивидуальные таланты, а для того чтобы их подготовили быть единицами органического общества.
Проекты Джона Дьюи и его последователей никогда не достигли школ, если бы не продвигались Орденом “Череп и кости”с его огромной властью.
( http://lib.ololo.cc/b/210148/read#r22))
Однако, Дальтон – план понравился Наркомпросу и лично товарищу Луначарскому ввиду своей революционности. С небольшими поправками на коллективизм и коммунистическое воспитание Дальтон-план начали внедрять в советских школах под названием бригадно-лабораторного метода.
4 июля 1936 г. вышло известное Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов", осудившее увлечение тестами и произвольность в интерпретации получаемых результатов. http://www.mtelegin.ru/pedagogika/pedologi
В постановлении признавалось, что при попустительстве союзного и республиканских Наркомпросов в стране "действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравого смысла".
Это постановление способствовало повышению учебно-воспитательной работы школы, росту авторитета учителя, улучшению контактов школы и семьи. В 1937 г. были арестованы ряд руководителей Наркомпроса, в том числе нарком просвещения А. С. Бубнов. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование.
Однако,60 лет спустя, 19 июля 1996 года, первый российский президент Ельцин подписал указ № 1044 «О возрождении и развитии психоанализа», призванный, напротив, всячески стимулировать и поощрять определенную ветвь психологических изысканий.
Так что, “ ничто не ново под луной”! Сегодня школы опять захвачены педологами, методологами…..
Отсылаю заинтересовавшихся к книге - Орден «Череп и кости». Тайная власть. Как Орден контролирует систему образования. Автор-Саттон Энтони http://www.e-reading.by/book.php?book=1016996
Ну честно говоря в Наркомпросе действительно был бардак, экспериментировали кто во что горазд. Но... Разрабатывались действительно классные системы тестов. И не только для школьников. Более того, под разборки попали ещё и советские социологи, которые действительно сильно продвинулись в исследовании сферы труда. И были потрясающие результаты, и были теоретические прорывы (один Богданов с тектологией мог обеспечить настоящий прорыв в области повышения производительности труда, а были и ещё выдающиеся исследователи), но - "не тем занимаетесь", и в результате то, что в итоге получили.
Особое внимание к этим наукам и соответствующим специалистам в послевоенном СССР позволило, и формировать достойную власть, и достигнуть больших успехов практически во всех областях общественной жизни. Ну да, а развал страны и повальное увлечение оккультизмом и разнообразной бесовщиной в конце 80х - 90х это отношения к советской системе образования не имеет? Советское образование было хорошим, но далёким от идеала.