Пятница, 27.06.2025, 10:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Авторизация
Вы вошли как: Гость

Поиск
Календарь
Статистика
SP:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Октябрь » 6 » Дальнобойщики России, на дороге врменами как на войне
18:15
Дальнобойщики России, на дороге врменами как на войне
Дальнобойщики России, на дороге врменами как на войне

Российские дороги очень узкие - для меня остается, в лучшем случае, 30-70 см асфальта за сплошной боковой ограничительной линией. Еще, правее меня, есть место на обочине, но там неровный грунт, как правило, и, если дождь, то липкая жижа. Ничего не остается, как ехать по этой узкой полоске.



Обгоняющая фура, на скорости более 100 км/ч, образовывает, так называемую, «воздушную подушку», потоки воздуха, от которых меня сначала бросает вперед и вправо а затем, когда я попадаю в область разрежения, меня тянет сильно вперед и влево на дорогу. Все это усугубляют еще и порывы ветра. Если обгоняющему грузовику ничего не мешает слева, то он, обычно, обходит меня на расстоянии до трёх метров, но если есть встречный транспорт и, тем более, сплошная разделительная полоса, он подходит ко мне на метр, а то и ближе.
Обычно, смотрю в зеркало заднего обзора и слушаю звуки приближающегося транспорта, представляющего, иногда, для меня реальную опасность. Бывает, что для меня вообще не находится места за сплошной боковой, тогда приходится топать ногами по грязи. Иногда, попадается широкая асфальтированная обочина, и тогда можно немного расслабиться.
За пару часов до захода солнца надеваю «светововозвращающий» жилет, а после захода солнца «наголовный» фонарь. На рюкзаке сзади нашиты полосы из светоотражающей ленты. Меня видно почти за километр ночью и, надо сказать, в это время суток машины обходят меня на большем расстоянии, чем днем. Легковые машины не вызывают особых проблем - объезжают меня на большом расстоянии и не тянут за собой больших потоков воздуха.
В темноте, естественно, возрастает риск быть сбитым, но иногда мне нужно доехать до места ночевки как можно быстрее, поэтому приходится на свой страх и риск путешествовать и в ночное время суток.
Постоянным напоминанием об опасности служат многочисленные памятники людям, погибшим на дорогах. Интересна характерная особенность: чем ровнее трасса, тем больше памятников. Такова плата человека за скорость. С тех пор как в прошлом веке в Европе погиб первый человек под колесами автомобиля, на всех дорогах Земного шара погибло больше людей, чем от всех войн на Земле вместе взятых.
Нередко на обочинах валяются трупы собак, кошек и диких животных. «ДОРОГИ СМЕРТИ», иначе не скажешь.

4 апреля 2010 г
Воскресенье, Пасха.
Мой путь лежит на город Богучар, откуда я поверну на восток в сторону города Калач.
Через 15 км начинается затяжной подъём, и я, как конь в мыле, преодолеваю его за полчаса. На вершине подъёма, на обочине, стоит грузовой автомобиль иностранного производства, а рядом водитель приветственно машет мне рукой и просит остановиться. «Приглашаю на чашку кофе, если не возражаешь», – говорит он. С удовольствием соглашаюсь, так как давно уже хотел задать пару вопросов дальнобойщикам. Ставлю велосипед и забираюсь в кабину. Прекрасная кабина, по последнему слову техники: компьютер, удобные кресла, музыкальный центр, два спальных места и прочие «навороты», как говорит молодежь. Водителя зовут Николай, ему 51 год, из них 25 на трассе. Ему очень нравится его профессия, говорит, что больше трёх дней не может высидеть дома.
-Люблю путешествовать с комфортом, - говорит он, и при этом, показывает, как хорошо оборудована его кабина.
-У меня немного меньше комфорта, но терпимо, - смеюсь я. - Были времена, когда и у меня был супер-комфорт, во время путешествий по планете Земля.
Он вопросительно смотрит на меня.
-Представь себе капитана судна ледокольного класса с каютой в пол ширины огромной надстройки, кабинетом, салоном для гостей и совещаний, спутниковой связью, тогда еще не было сотовых телефонов. На нижней палубе сауна и бассейн. Экипаж 45 человек, плюс наука 50 человек. Водоизмещение - двадцать пять тысяч тон. Мощность двигателя- двенадцать тысяч лошадиных сил, но, самое главное, на борту вертолет, практически в моем полном распоряжении, который я, чего греха таить, частенько использовал для поездок в гости, как в Арктике так и в Антарктиде. Брал, как говорится, натурой, так как получал мизерную зарплату в советские времена.
Николай наливает кофе, раскладывает, сыр, сало, колбасу и батон хлеба. Я сыт, но пробую всего понемногу, похоже, последнее время кто-то всерьез на небесах занялся организацией моего питания, причем абсолютно без моей просьбы. Минут двадцать я подробно рассказывал, что да как и почему, ему было интересно все. Потом наступил мой черед задавать вопросы.
-Много слышал, что дальнобойщиков поджидают на дорогах всякого рода опасности. В твоей личной практике бывали такие ситуации?
-Самые криминальные города - это Челябинск, Магнитогорск и Набережные Челны, - говорит он. - Напасть могут где угодно, даже в центре города. Тормозишь, к примеру, на красный свет, а в это время на платформу за кабиной прыгает парень и отсоединяет тормозной шланг, который подает давление на систему у тормозных колодок. Все, машина мертва, ехать без тормозов на двадцатитонном грузовике - смерти подобно. Второй парень, переговорщик, знаками просит приоткрыть стекло кабины. Приоткрываю, а тот требует, чтобы я заплатил за проезд по «их» дорогам. Обычно, требуют от трёх до пяти тысяч рублей.
-Ну и что, платите?
-Да, платим, иначе третий человек банды, участвующий в нападении, разобьет лобовое стекло кирпичом, завёрнутым в пластиковый пакет, который у него в руке. Если он это сделает, то придется терять много времени на ремонт. Ждать доставки стекла, тем более на импортную машину, короче, себе дороже. Иногда, это происходит даже на платных стоянках. Некоторые бандиты практикуют выдачу письменной «охранной грамоты», которая, якобы, гарантирует проезд дальше без нападения. Но это не помогает, так как следующая банда заявляет, что это уже другая территория, и платить надо им.
-Да, интересно, сколько они с меня потребуют? - смеюсь я. - Как у вас с ГАИ? Пишут и говорят всякое, а как на самом деле обстоят все дела?
-ГАИ платим сами, нам и владельцам грузовиков это выгодно.
-Что значит выгодно?
-Везде стоят пункты весового контроля, которые измеряют давление на ось грузовика. Особенно весной в разных областях. Из-за весны нормы давления на ось очень низкие - от четырёх до пяти тонн, а у грузовиков груз доходит до 20 тонн. Штраф - 2500 рублей за перевес, платим 500 инспектору ГАИ и проезжаем. Они после смены делят на всех, естественно. Так и с другими нарушениями: выгоднее откупиться, чем стоять с грузом на арест-площадке.
Мы прощаемся. Обгоняя меня, он гудит пару раз, и на душе у меня становится тепло.

Ближе к двенадцати часам дня пересекаю границу Ростовской и въезжаю в Воронежскую область.
Наконец, вижу поворот на город Богучар. Останавливаюсь на перекрестке дорог, рядом с КАМАЗОМ. Прямо внутри контейнера взрослый мужчина и юноша обедают. Прошу сфотографировать меня. Выходят оба. Видят мою надпись и начинаются обычные вопросы. Старшего звать Ибрагим, а его сына Николай.
-Я – ингуш, - гордо заявляет он.
-Слушай, Ибрагим, я пишу книгу о моем путешествии и сегодня такой день, что мне везет на дальнобойщиков. Расскажи самый занимательный случай из твоей практики.
Ибрагим немного задумывается и говорит:



-Я тебе сейчас такое расскажу, ты такого никогда не услышишь ни от кого. Это было недалеко от Саратова много лет назад, когда не было еще сотовых телефонов. В августе месяце, я вез груз кирпича в один из населенных пунктов и поднимался в гору вслед за КАМАЗОМ с грузом арбузов, как оказалось позже. Вдруг, погода резко изменилась; небо потемнело до полной темноты; пошел ливень и, затем, в придачу, град с сильным ветром. До гребня горы оставалась считанная сотня метров, но впереди идущий КАМАЗ резко добавил скорости, несмотря на плохую видимость. Что он делает, ведь после подъема там крутой спуск, подумал я, но грузовик уже исчез из моего поля зрения. Когда я потихоньку вырулил на гребень горы, то увидел, что КАМАЗ юзом несется вниз под уклон. Все колеса намертво схвачены тормозными колодками, и машина, практически, уже не управляема. Я шепчу про себя: «Отпусти тормоза, отпусти тормоза, отпусти тормоза». Водитель, похоже, опомнился и на секунду снял ногу с педали тормоза. В этот же момент грузовик стремительно бросило на левую встречную полосу, контейнер слетел с платформы и полетел вниз в 10 метровый овраг с бушующим ручьем на дне. Вслед за ним полетел и КАМАЗ кабиной вперед. Я притормозил, и меня занесло на правую обочину, но мне удалось удержать машину. КАМАЗ ударился носом о дно оврага и водитель, пробив переднее стекло своим телом, вылетел на землю. Машина стала вертикально на носовую часть и подмяла под себя кабину, из которой, за мгновение до этого, катапультировался водитель. Он, в одних трусах, лежал в крови на дне оврага и с ужасом смотрел на свою машину, которая на мгновение застыла в вертикальном положении и вот-вот должна была обрушиться на него. Между тем, из открытой двери контейнера сыпались арбузы и уносились вниз по течению стремительным потоком. Потрясающее зрелище. Под воздействием бурлящей воды, наверное, подмыло грунт с одной стороны машины, и она вдруг начала разворачиваться вокруг своей оси, продолжая стоять вертикально. Развернувшись почти на девяносто градусов, КАМАЗ рухнул в ручей в противоположную сторону от водителя и встал на собственные колеса. Я бросился вниз, на дно оврага, начал помогать парню выбираться по склону наверх и только наверху понял, что у него сломана правая нога, и перелом - открытый. Водитель был в шоковом состоянии и, очевидно, не чувствовал боли.
-Почему он был в трусах? - спрашиваю я.
-Да жарко было, выше тридцати градусов, вот он и рулил в одних трусах. Ливень с градом продолжались, парень истекал кровью. Наверх по дороге поднимался военный грузовик «УРАЛ». За рулем прапорщик, а рядом с ним офицер в погонах майора. Останавливаю их и прошу помочь. Раненный водитель лежит прямо на дороге перед капотом военного грузовика. Майор отказывается взять раненного, требует освободить дорогу и кричит, что спешит. Бросаюсь к своей машине, хватаю большую монтировку, а пострадавший водитель, в это время, вскакивает с дороги и сгоряча опирается на раненую ногу, руками хватаясь за открытую дверь военного грузовика. Из ноги мгновенно выпирают в разные стороны сломанные кости, и кровь начинает литься на дорогу. Водитель переносит опору на здоровую ногу, и лицо его перекашивается от боли. Он повисает на дверце, и она ходит ходуном.
В это время, с горы вниз спускается «Москвич» и останавливается на правой стороне дороги. Я кричу водителю, чтобы отъехал, иначе его могут ударить сзади машины, идущие вниз с перевала.
Но уже поздно: из мглы вылетает небольшой грузовик и сходу бьет стоящий «МОСКВИЧ». Машина пролетает вперед десяток метров, и из неё вываливается, с перекошенным от боли лицом, пожилой мужчина. Ударивший его грузовик, валится в правый кювет, но остается на колесах. Водитель, в состоянии гроги, сидит, не шевелясь, в кабине. Кричу водителю «Москвича» - уезжай быстрей, а то еще ударят, но тот не может отъехать, так как задние колеса блокированы рваным металлом. Гремит гром, сверкают молнии, ливень, град, ветер и почти полная тьма. На мгновение, яркие вспышки молнии выхватывают из темноты лежащего на земле и истекающего кровью водителя и несущиеся вниз по течению арбузы, все еще вылетающие из контейнера. С помощью монтировки освобождаю колеса «Москвича», и водитель, перепуганный этими событиями, быстро уезжает. Водитель, ударивший «Москвич», выскакивает из кабины, подбегает ко мне и начинает обнимать и целовать меня. «Спасибо, друг!!! - кричит он. - Мне теперь ничего не будет, а я думал, что убил его, да он еще и уехал сам». Начинает плясать на дороге какой-то дикий танец. Сумасшедший дом, думаю я. В это время снизу в гору поднимается «Жигули» и останавливается за военным грузовиком. Я с монтировкой подскакиваю к нему. Вид, конечно, у меня был страшен: растрепанные волосы (тогда они еще были), безумное выражение глаз, от пережитого ужаса, и монтировка в руке. Пожилая чета, сидевшая в машине, вжимается в кресла от страха. Я прошу подвести пострадавшего до ближайшей больницы. Мужчина достает из багажника одеяло и стелет его на заднее сиденье, на него мы укладываем водителя, уже без сознания от болевого шока. В это время, военный УРАЛ рвет с места происшествия, а я кричу ему в след: «Майор!!!! Приедешь в часть, сними погоны и отнеси их в туалет, - но он, конечно, уже меня не слышал.
Сын Ибрагима смотрит с восхищением на отца.
-Пап, ты мне этого никогда не рассказывал.
-Не просил вот и не рассказывал. Вот, человек пишет книгу, хорошо меня попросил.
Прощаюсь с ними и продолжаю путь. Но, как оказалось, мне еще придется встретиться с ними часом позже.
Поднимаюсь на вершину перевала, звонит Татьяна, и я начинаю ей рассказывать про замечательного ингуша, Ибрагима. В это время останавливается знакомый КАМАЗ, из него выскакивает Ибрагим, бежит ко мне и протягивает мне 100 рублей. «Это тебе, Сергей, на магарыч», - сказал он и быстро уехал. .

Я продолжаю ехать на Восток и все больше и больше узнаю о реальной жизни водителей на ",БОЛЬШОЙ ТРАССЕ"

Раньше я был наслышан о множестве историй под общим название «колесо на выстрел». Сейчас впервые наблюдаю следы такого происшествия. Водитель, еще не полностью пришедший в себя от шока, нервно курит и пытается «поддомкратить» пробитое колесо, но бревно, подложенное под домкрат, глубоко уходит в пашню.
-Чудом остался жив, - говорит он мне. - Чуть не перевернулся, тогда бы прицепом смяло кабину, и «кранты». Скорость была небольшая - 60 км в час, правое переднее колесо лопнуло мгновенно, и грузовик бросило вправо в кювет, благо он был не глубокий. Машина, в такой ситуации, практически не управляема и несется в сторону лопнувшего колеса и, если крутой овраг или встречная полоса, то последствия могут быть плачевными. Для грузовиков европейского производства есть и дополнительная опасность, когда в такой ситуации жмешь на тормоза, то они сначала срабатывают на самом грузовике и только мгновение спустя на прицепе, который иногда весит до 20 тонн. В результате, прицеп как бы таранит тормозящую машину, разворачивает ее и сминает в лепешку.
Только на американских грузовиках стоит система, так называемый «Парашют», когда первым тормозит прицеп и удерживает саму машину в стабильном состоянии на колесах. Машина застрахована, и водитель уже вызвал ГАИ.
Желаю ему удачи и продолжаю путь.




На закате дня въезжаю в пригород города Курган и направляюсь прямо на вокзал. Городские гостиницы мне не по карману, и поэтому можно переночевать на вокзале. Там шумно, но тепло, а это - главное. Проезжаю остановку с двумя рядом стоящими автобусами, спрашиваю женщину кондуктора, как проехать. Она сморит на надпись на жилете СОЧИ-САХАЛИН и ошарашивает меня.
-Вы, наверное, маньяк ?!
Не знаю, что ответить и говорю.
- Вы знаете значение этого слова?
- Ну, я в хорошем смысле, - говорит она.
- Когда приедете домой, загляните в словарь, - смеюсь я.
- Да он не маньяк, а фанатик, - вмешивается водитель автобуса.
-Я, вообще-то, считаю себя путешественником, - слабо защищаюсь я.
У каждого свое мнение, но дорогу мне показали.


Объехал город Пугачев, по объездной дороге. Проезжаю мимо старенького КАМАЗА. Два водителя ковыряются в двигателе.
-Ты так быстрее нас в Уфу приедешь, - говорит старший по возрасту мужчина. - Мы тебя час назад обогнали в пятнадцати километрах отсюда, хорошо идешь. Узнав, куда я еду, молодой человек заявляет.
-Ты, не просто дальнобойщик, ты, супер-дальнобойщик.
Мне стало приятно, что они считают меня «своим парнем», тянущим свою лямку на тех же трассах, что и они. Угостили меня водой с большим содержанием серебра из источника. Пожаловались, что хозяин их – жмот, за все промахи высчитывает, а техника изношенная и больше стоит, чем едет. Во время ремонтов на дороге нередко нападают бандиты и вымогают деньги. «Когда платим, а когда и монтировкой отбиваемся», - говорят мои «коллеги». Знакомая тема, подумал я.
-В прошлый рейс заплатил почти семь тысяч рублей бандитам, а хозяин отдал мне только одну тысячу. Владельцы придорожных гостиниц «стучат» местным бандитам, кто и с каким грузом едет. Вот такие дела, - вздыхает старший и вытирает промасленные руки.

На прощание предлагают подбросить меня до Уфы, благодарю их, но отказываюсь. На этом мы и расстаемся.

На Урале меня ждали новые встречи и не менее интересные.

. На склоне очередной горы стоит грузовик с аварийными огнями. Останавливаюсь рядом для отдыха. Водитель, с кружкой чая в руке, предлагает мне присоединиться к чаепитию. Я принимаю приглашение. По привычке, прошу рассказать что-нибудь про дорогу.
-Да я не любитель рассказывать, - отнекивается он.
-Как с поборами на дорогах, - задаю, мне уже самому надоевший вопрос.
-С этим все «ОК», - говорит он. - Я сам бывший «рекитер», отсидел в свое время 4 года за это. Когда с меня начинают вымогать деньги, я прикидываюсь обездоленным и ограбленным вчистую «гаишниками», а потом прошу у них немного денег, чтобы завершить рейс, с обещанием вернуть при первой возможности.
-Ну и что, дают деньги?
-Бывает, и дают немного, ведь я знаю, как вести «базар». Бандиты в основном люди сентиментальные, вот на это надо и давить.



-В селах работы нет, и население зарабатывает как может,некоторые местные девушки и женщины подрабатывают на «большой трассе», оказывая секс-услуги водителям грузовиков, и беря плату от 300 до 500 рублей, - продолжает он. Происходит это обычно так: в дверь кабины грузовика стучится женщина и говорит: «Не хотите ли отдохнуть?» В ответ ей либо «да» либо «нет»

Еду дальше. Через несколько километров на склоне очередной горы попадаю в настоящую газовую камеру. Склон крутой и грузовики, выстроившись гуськом, медленно поднимаются в гору, так как их «запер» еле ползущий КАМАЗ, который невозможно обогнать. В США, например, если машина идет в гору с малой скоростью, то водитель обязан остановиться в ближайшем «кармане» и пропустить всех сзади идущих, но, если их больше пяти, по-моему, тут ни карманов, ни правил.
Поскольку, ветер встречный, то все выхлопные газы тянет в мою сторону, а я иду с большой нагрузкой - мои легкие и так на пределе. Вот вам и еще одна серьезная опасность для таких путешествий. Единственное утешение это то, что такое случается не часто, но сегодня мне от этого не легче.



Я от души смеялся над анекдотами, которые мне рассказывали водители. Надо заметить чувство юмора помогает им в их очень тяжелой работе.Вот один из них.

В один из дней, около обеда останавливаюсь у грузовика и спрашиваю водителя, сколько километров до Саратова. Поскольку, шел дождь, он ригласил меня в кабину и угостил кофе. Водитель, молодой парень из Белоруссии. На прощания обменялись анекдотами для поднятия духа в такую погоду. Вот его анекдот, про «ДОБРЫХ» ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ:
«Два дальнобойщика едут по дороге в Саратов и видят вечером на правой обочине, лежит пьяный дед, а рядом валяются велосипед и сумка. До деревни 5 км. Решили подвезти деда, сделать доброе дело. Погрузили пьяного вместе с велосипедом и поехали, а за разговорами и не заметили, как «отмотали» 300 км. Что делать? Решили выгрузить его опять на дорогу с велосипедом, так и сделали. «На погрузке» обнаружили в сумке у деда пенсионное удостоверение и пенсию за месяц. Решили на обратном пути завести сумку в деревню. Заехали, отдают сумку бабульке и осторожно спрашивают:
- Где дед?
-Да приболел он немного, - говорит бабушка. - Лежит на печи. Спина и ноги болят.

С печи слезает дед и говорит.
-Вчера пенсию получил, и с другом это дело отметили, так я по пьянке свою деревню на 300 км проскочил, потом отдохнул и с похмелья еще 300 км до дома за ночь отмахал (в этом месте положено смеяться)».

Я всегда испытыавал эмоциональный подьем и благодарность водителям ,которые поддерживали меня гудками .Но однажды произошло событие потрясшее меня до глубины души.. Проехав город Курган, в два часа дня делаю остановку в придорожном кафе на обед. В меню впервые значится конина (35 руб. за 100 грамм). Такая еда в меню - явный признак, что близко граница с Казахстаном. Заказываю конину, хочу попробовать, так как ни разу ее не ел до этого. Лошадке, похоже, уже все равно, а мне интересно, как это на вкус. Блюдо понравилось, повар говорит, что здесь конину употребляют в пищу с незапамятных времен, и что она считается деликатесом. Стоит она, кстати, в полтора раза дороже говядины и особенно хороша в охлажденном виде, так как не имеет жира, как баранина или свинина. Заканчиваю обед, а на стоянку в это время «заруливают» три грузовика «Вольво». Водители заходят в кафе.
Один из них, увидев меня, говорит, что видит меня уже третий раз за последний месяц: под Ростовом, Челябинском и вот сейчас.
-Неплохо идешь, - замечает другой. - Небось, бесплатно питаешься с такой вывеской, - при этом, он показывает на мой жилет с надписью «Сочи-Сахалин».
-Как бы ни так, иногда даже пытаются содрать деньги за парковку велосипеда, - смеюсь я.
-Вот жлобы, - негодует водитель.
-Честно говоря, делают иногда небольшие скидки на гостиницу, но на питание - никогда, - продолжаю я.
Поболтали еще немного, посмеялись, и я двинулся «под полными парусами» вперед к границе.
Через час мимо меня проносится «Вольво» со знакомым водителем, он машет рукой и включает сирену. Гудок оглушительно ревет три раза. За ним второй «Вольво» делает тоже самое, а потом и третий повторяет манёвры предыдущих. После третьего гудка последней машины у меня случается что-то, вроде нервного срыва, останавливаюсь, захлебываясь слезами и соплями, с комком в горле, который не дает даже дышать. Изо рта - какое-то клокотание. Вот это номер!!! На силу успокоился. Чуть не подавился минутой славы. «Так не честно ребята, - как говорит мой старший внук Сережа, - я же не артист и не привык к аплодисментам». В такие моменты, особенно остро понимаешь, что человек - существо публичное и ему требуется внимание окружающих людей, даже, если считаешь себя крайне самодостаточным.



Недалеко от города Тайшет.Водитель уснул за рулем от усталости.



Арест площадка для мотоциклов.





Китай. Страшная авария потрясла меня.Водитель погиб мгновенно.



Удачное приземление на колеса.



Китай.Полная загрузка.




США.Аризона.Памятники на дорогахкак у нас.



Придорожный мотель и парковка.США.

Техас.Колючки под названием "козлинная голова" доводят меня до иступленния.Каждый день до 10 проколов.



США до Эл Пасо 294 мили(миля 1606 метров)


Мексика.Столкнулись две дамы.

Ваша оценка:
голосовали 1
Категория: Разное | Просмотров: 1189 | Теги: России, сахнов, дальнобойщики

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем vintik на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Еще про автомобили Такие Автомобили
Всего комментариев: 2
1
1 Tia   (06.10.2014 19:25) [Материал]
Путешествовать вокруг Земли - это круто, не каждый решится. biggrin

0
2 Pashkevich   (07.10.2014 07:04) [Материал]
Молодец! Читается на одном дыхании

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]