Понедельник, 30.06.2025, 09:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Авторизация
Вы вошли как: Гость

Поиск
Календарь
Статистика
SP:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Сентябрь » 9 » Русский мир и национальный вопрос
19:02
Русский мир и национальный вопрос
Русский мир и национальный вопрос

За какой цивилизационный проект идет сегодня борьба в Новороссии

После того как армия Новороссии перешла в широкомасштабное наступление и начала стремительно расширять сферу своего контроля, даже самым скептически настроенным наблюдателям стало понятно, что окончательная военная победа ополчения над Киевом — вопрос времени, а не принципа. Но военная победа Новороссии на Украине автоматически приводит к очередной (и на этот раз окончательной) геополитической победе России в противостоянии с коллективным Западом (США и проамериканское лобби в ЕС).
Неспособность США защитить режим Михаила Саакашвили в 2008 году лишь породила некоторые сомнения среди их союзников, но в целом была воспринята как досадная неудача (с кем не бывает). Ставки были удвоены, но провал США в Сирии, где Россия смогла удержать у власти Башара Асада, подорвал доверие к Вашингтону на Ближнем Востоке и лишил смысла «арабскую весну». Тем не менее ЕС оставался надежным союзником США, а победа на Украине, после очередного удвоения ставок, должна была привести к возвращению всех утраченных позиций и навсегда вычеркнуть Россию из концерта великих держав. Но большая победа возможна только как результат крайне рискованной операции, которая в случае поражения оборачивается катастрофой.
США каждый раз проигрывали столько, сколько они хотели у России выиграть. Нынешнее поражение ведет к резкому ослаблению роли Вашингтона, а с ним и коллективного Запада, в глобальной политике. США, НАТО, ЕС превращаются в крупные и важные, но региональные структуры, способные оказывать влияние на судьбы мира только в рамках согласования позиций, нахождения компромисса с аналогичными структурами (Китаем, Россией, БРИКС).
И вот здесь Россия сталкивается с проблемой. Дело в том, что ее партнеры и конкуренты на мировой арене — не государства, но цивилизации. Китай и США/ЕС предлагают миру не только свою версию глобального политического и экономического порядка, но и свою философию мироустройства. Это важный фактор глобального доминирования — более важный, чем темпы экономического роста и технологическое превосходство. Чтобы понять его важность, обратимся к российскому и, шире, постсоветскому обществу. В эпоху поздней перестройки первых лет после распада СССР в большинстве постсоветских республик (в России в первую очередь) доминировала концепция, описывающая постсоветское общество и постсоветскую государственность как неправильный (отсталый, варварский) вариант Запада, который необходимо подтянуть к стандарту.
Такой подход изначально отводил России позицию младшего партнера, вечного ученика, цивилизуемой колонии. Сколь угодно высокие темпы роста экономики и уровня жизни ничего не меняли. При условии сохранения моральной зависимости от Запада сохранялась и зависимость политическая — ученик не может не подчиняться учителю. Более того, это приводило к коллаборационизму элиты. Сохранившиеся до сегодняшнего дня в политике и все еще господствующие в информационной и экспертной среде представители либерального западничества, формально призывая к строительству Запада в России, тем не менее сами предпочитают при первой возможности эмигрировать на Запад и не скрывают своей уверенности в том, что в любом споре с Западом (политическом, экономическом, культурном, идеологическом) Россия изначально не права — она всегда должна подчиняться моральному авторитету Запада. И если Запад говорит, что белое — это черное, не верь глазам своим.
У Китая — единственной в мире цивилизации, непрерывной от рождения пять тысяч лет назад и до настоящего времени, есть подобная цивилизаторская идеология. Мы с ней практически не сталкивались, поскольку последние четыреста лет Китай то закрывался от мира, то был слишком слаб в военно-политическом плане. Даже в лучшие времена (при династии Тан) Китай не продвигался на Запад дальше Ферганской долины. Однако народы Азиатско-Тихоокеанского региона и акватории Индийского океана (от Вьетнама и Непала до Занзибара и Индонезии) хорошо знакомы с китайскими цивилизаторами и их тезисом: «Варвар, ведущий себя, как ханец, — ханец; ханец, ведущий себя, как варвар, — варвар». В отличие от Запада Китай переваривает окрестные народы медленно, но неотвратимо. Пять тысяч лет назад хань были одним из множества племен, населявших междуречье Янцзы и Хуанхэ. Сейчас хань — самая многочисленная народность планеты, составляющая 92% населения Китая. При этом ханьцы Маньчжурии похожи на ханьцев Гонконга не больше чем узбеки на прибалтов, но все они ханьцы, связанные одним языком и одной культурой.
И Китай, и Запад предлагают миру универсалистскую имперскую идеологию. В Китае это традиционная культура хань, на Западе — американский «плавильный котел», делающий из немцев, ирландцев, англичан, итальянцев, латиноамериканцев, негров и бывших русских стопроцентных американцев. Разница в том, что культура Китая более статична, а культура Запада более пластична. В США уже практически произошла замена традиционной англосаксонской протестантской культуры на некий негритянско-латиноамериканский язычески-мусульманско-христианский симбиоз, агрессивно распространяющийся и на территории Старого Света (коренной Европы). Но от этой замены культура и идеология Запада не утратили ни своего универсалистского характера, ни агрессивного мессианства.
Таким образом, играть на равных на мировой арене Россия может только в том случае, если предложит адекватную универсалистскую идеологию, опирающуюся на соответствующий культурный базис. И такая идеология есть. Это идеология Русского мира.
Историческое сотворчество

Одни оппоненты Русского мира утверждают, что его не существует в виде оформленной системы взглядов. Другие рассматривают его как идеологию агрессивного русского национализма, пытающегося восстановить империю в границах СССР, обеспечив стабильность насильственной русификацией окраин.
И те и другие не понимают, о чем они говорят.
Во-первых, имперская универсалистская идеология не может быть националистической. Принцип крови для империи не действует, для империи действует принцип гражданства, юридического равенства.
Во-вторых, культурное единство в империи достигается не подавлением альтернативных культур, но культурной конвергенцией — сближением, взаимопроникновением и взаимодополнением культур. Империя всегда поликультурна. Даже формально мононациональный Китай впитал в себя культуру всех ассимилированных и растворенных в ханьском море народов. Тибетские, монгольские, маньчжурские, уйгурские заимствования, культура племен мяо и яо сегодня настолько определяют облик ханьской культуры, что убери их — и мы не узнаем Китай.
В-третьих, нельзя воевать за абстракцию. А в Новороссии идет война за Русский мир.
Давайте попробуем разобраться, на чем же основана культурно-идеологическая система Русского мира, что она может предложить человечеству такого привлекательного, чтобы падение американской гегемонии, сопровождаемое неизбежными экономическими и военно-политическими издержками (а в отдельных случаях, как, например, на Украине, катастрофами), не воспринималось как апокалипсис?
Русский мир не только не вмещается в границы национального государства русских, но отрицает саму возможность создания такого государства. Сегодня за Русский мир в Новороссии воюют не только русские, но и сербы, и французы, и осетины, и чеченцы, и представители других народов, многие из которых ничего общего не имеют ни с русскостью, ни со славянством, ни с православием, ни даже с христианством. Все эти люди не просто представляют Русский мир, они за него умирают. И нас не должно удивлять, что, при всех своих различиях, они комфортно себя чувствуют в Русском мире. Ведь он изначально складывался как полиэтническая и поликонфессиональная общность.
Вспомним первые русские государственные образования в IX веке. Все они включали в себя минимум три этнических субстрата: славянский (восточнославянские племена), германский (викинги), угро-финский (чудь, меря и проч.). На границах происходило также довольно активное смешение с балтскими (пруссо-ятвяжскими и летто-литовскими), а также с тюрко-монгольскими племенами. И позднее русское государство росло и развивалось как свободное объединение народов, признающих над собой власть русского православного царя из соображений военно-политических (защита), торгово-экономических (доступ к торговым путям и далеким рынкам) и культурных (доступ к более передовым технологиям). Россия объективно не могла в XVI–XVII веках силой удерживать огромные, труднодоступные просторы Сибири и заселенные многочисленными воинственными племенами степи Зауралья — для этого у государства просто не хватало человеческих ресурсов. К тому же Россия была вынуждена концентрировать свои военные силы на европейском театре военных действий для отражения постоянных вторжений (шведских, германских, польских, литовских, турецких).
От начала своего существования до наших дней Россия как государство — результат творческих усилий далеко не одного лишь русского народа. Конечно, его государствообразующую роль невозможно ни отрицать, ни преуменьшить, но без добровольного, творческого содействия иных народов и племен русский народ ничего бы не создал. Прежде всего, не был бы создан сам русский народ, который, как уже было сказано, имеет далеко не одни лишь восточнославянские корни, и окажись русские такими же национально и религиозно замкнутыми, как, например, евреи, сейчас ареал их проживания (если бы они еще сохранились) территориально не намного превосходил бы Израиль.
В общем, когда мы говорим о Русском мире, то для нас вполне естественно осознавать Рамзана Кадырова представителем (а сегодня в Новороссии и защитником) Русского мира, а Мовлади Удугова — врагом Русского мира; аналогично Розенбаум и Кобзон — Русский мир, а Макаревич и Немцов — нет. Сергей Кужугетович Шойгу — Русский мир, а Ксения Анатольевна Собчак — нет. Русский мир тем и отличается, что в нем русскими могут быть люди без капли русский крови, при этом к нему могут не принадлежать матерые русские, у которых во всех поколениях никого, кроме русских, не было. Русский мир — культурный, идеологический, политический выбор, в него не попадают по гражданству или праву рождения.
И православие в русском мире занимает ту же позицию, что и русский народ: почетную, но не господствующую. Даже в те века, когда православие было государственной религией Российской империи, иноверные подданные (не только мусульмане, протестанты, католики или иудеи, но и шаманисты) не были ущемлены в праве верить по-своему. Переход в православие облегчал государственную карьеру, но государство в целом спокойно относилось не только к иным религиям, но даже к ересям внутри собственно государственной церкви. В конце концов, гонения на старообрядцев никогда не достигали такого размаха и жестокости, как преследования ересей в Европе, а со второй половины XVIII века старообрядцы и вовсе оказываются в привилегированном положении. В армию их не берут, чтобы служить, необходимо быть православным подданным. В дела их общин государство не вмешивается: единственное требование — исправно платить налоги. Не случайно подавляющее большинство крупных купеческих родов России — выходцы из старообрядцев. Православие спокойно сосуществует с иными религиями, выполняя миссию распространения учения Христа не огнем и мечом, но примером и увещеванием.
В общем, Русский мир является русским и православным лишь постольку, поскольку включенные в его орбиту народы признают ведущую роль русского православного народа и русской культуры в формировании такого комфортного общежития, в котором и самые малые этносы, и самые первобытные культуры имеют шанс уцелеть и развиться, обогащаясь достижениями соседей и делясь с соседями своими достижениями.
Именно поэтому мы констатируем временный распад Русского мира в условиях коммунистического плавления. Вроде бы существовало сильное государство, вроде бы не подвергалась сомнению роль русского народа в его создании, а Русского мира не было. Это естественно, ведь Русский мир был заменен коммунистической идеологией, которая долгое время достаточно успешно выполняла роль цементирующей государство силы. Надобности в Русском мире при наличии КПСС не существовало. Коммунизм был той самой имперской универсалистской идеологией, которую СССР мог предложить миру как альтернативу евроатлантическому капитализму и долгое время успешно предлагал. Да, и сейчас существуют КПРФ и компартии других стран. Да, коммунистическая идеология остается привлекательной для миллионов. Но сегодня даже Россию она объединить не может, следовательно, не может быть использована в качестве имперской универсалистской идеологии, которая обосновывала бы право России на участие в определении судеб человечества, которая привлекала бы страны и народы в российскую орбиту.
Идеологическая надгосударственная структура

По сути, Русский мир — та же старая идея объединения наций, культур и религий для игры по единым, понятным и приемлемым для всех правилам. Она отличается от американского «плавильного котла» и от китайского «небесного мандата» тем, что Русский мир не ассимилирует окружающие культуры, превращая всех в ханьцев (пусть и заимствуя многие достижения ассимилируемых народов). И Русский мир не навязывает «единый демократический стандарт» по американскому образцу. Русский мир создает условия для сопроцветания. Девиз Русского мира — невмешательство. Свобода совести, свобода мысли, свобода слова — все эти свободы действуют в полной мере, но лишь до той поры, пока не сталкиваются со свободой другого. Например, естественное желание русского чувствовать себя в привычной, комфортной обстановке на всей территории России ограничивается национальными особенностями регионов: в Чечне сильнее, чем в Татарстане, а в Бурятии сильнее, чем в Осетии. Но при всем своем разнообразии этот мир сплочен общими интересами (безопасность, экономика, культура) и общим пониманием решающей, цементирующей роли, которую играет русский православный народ в обеспечении самого существования не только Русского мира, но и входящих в него народов.
В таком виде Русский мир является действительно универсальной идеологией, подходящей и русскому, и якуту, и французу, и японцу, поскольку не покушается на их культурные особенности, декларируя не конкуренцию, но конвергенцию культур.
Именно в таких рамках Русский мир только и может существовать, поскольку уже сегодня он намного шире одного русского государства. Как уже было сказано, за Русский мир борется Новороссия, а пока не ясно, будет ли она частью России или сохранит (возможно, временно) государственную самостоятельность. В Русском мире видит себя Сербия, аналогичные настроения нарастают в Болгарии. Но не все, кто видит себя в Русском мире, видит себя в русском государстве. Не стоит видеть в этом слабость. В этом сила Русского мира как идеологии, способной преодолевать границы. Напомню, что США были не там, где проходили их границы, и даже не там, где стояли их военные базы, но США были везде, где был «Макдоналдс». Так вот, Русский мир объединяет людей на более надежной, более возвышенной и более приемлемой для всех народов основе, чем банальное американское стремление к потреблению. Русский мир обеспечивает уважение к традициям и проведение необходимых изменений в максимально консервативном режиме, позволяющем избежать революционных потрясений, разрывающих связь поколений.
Русский мир никогда не будет создавать русскую Россию. Это смерть и для Русского мира, и для России, и для русских. Концепция русской России ничем не отличается от концепции украинской Украины и приведет, в случае ее реализации, к тем же катастрофическим необратимым последствиям. Русский мир не государство нации, но государства (во множественном числе) идеи — своего рода конфедерация справедливости, обеспечивающая равенство прав и возможностей всем входящим в него народам. Это идеологическая надгосударственная структура, обеспечивающая принятие всеми участниками единых моральных и этических норм. А вопрос политической интеграции — дело будущего и осознанной необходимости, если таковая возникнет в ходе опыта сосуществования.

Ростислав Ищенко - Президент Центра системного анализа и прогнозирования.

Ваша оценка:
голосовали 5
Категория: Россия | Просмотров: 2084 | Теги: вопрос, Русский, Национальный

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Еще о России - Россия и мир
Всего комментариев: 22
1
1 Leo74   (08.09.2014 19:38) [Материал]
Русский мир тем и отличается, что в нем русскими могут быть люди без капли русский крови, при этом к нему могут не принадлежать матерые русские, у которых во всех поколениях никого, кроме русских, не было. -- Круто сказано. Браво!!!

-2
6 Memory   (08.09.2014 21:00) [Материал]
//Русский мир тем и отличается, что в нем русскими могут быть люди без капли русский крови// - да, если взломаны генетические коды
//...при этом к нему могут не принадлежать матерые русские, у которых во всех поколениях никого, кроме русских, не было.// - в этом случае не факт, что не было.Генетика - страшная сила.

1
2 Leo74   (08.09.2014 19:47) [Материал]
"Русский мир создает условия для сопроцветания. " - И через 23 года думаешь - Блин и чего им не хватало ((( sad

0
4 Henren   (08.09.2014 20:05) [Материал]
Сразу напоминает японскую "великую восточноазиатскую сферу сопроцветания", о которой заявил в 1940 году Ёсукэ Мацуока.

0
7 Memory   (08.09.2014 21:02) [Материал]
А вам чего сейчас не хватет? Надо изучать этот вопрос.

1
3 лаки   (08.09.2014 20:04) [Материал]
...я тут как-то подумал- а не съездить ли уважаемой Матвиенко с русским караваем да в Шотландию... tongue

0
5 Dimokrat   (08.09.2014 20:23) [Материал]
Песню "Во поле берёзка стояла" написал татарин. Наш, русский татарин. Из Русского Мира.

0
8 Memory   (08.09.2014 21:18) [Материал]
Предки татар появились на своей территории 15-20 тыс лет назад, получив с тех пор немало крови белых.Ранее, до ленинской эпохи, их называли булгарами. Булгария занимала значтельную территорию от Повожья до Урала. Татары практически всегда были заодно с русскими, это сегодня им пытаются привить ген сепаратизма и свидимости
http://gsidorov.info/articles/bulgary-neizvestnaya-istoriya-ochen-izvestnogo-naroda.html

0
9 ivan_yes   (09.09.2014 06:03) [Материал]
"Во поле березка стояла" - классическая народная песня. Никакой татарин её не писал. Её вообще никто не писал, на то она и народная. При всём уважении к татарам как представителям русского мира Ибрагимов в 1815 году на мелодию "Во поле березка стояла" написал вариацию "Русская песня" со своим личным текстом, где "Девицу со милым разлучают..." и т.д.

1
10 kemnik   (09.09.2014 06:36) [Материал]
"Русский мир не только не вмещается в границы национального государства русских, но отрицает саму возможность создания такого государства." - народу это известно.("У России нет никаких границ. У России есть только горизонт. (И. Растеряев, "Ермак".)).
А вот иных(особо одаренных) такие масштабы пугали и пугают. Им столько не нужно, в силу собственной мелкотравчатости. Такие и перестроились, и посливали(просрали) украины с молдавиями и проч. Эх... sad
Статью одобряю и поддерживаю.

0
11 Russian   (09.09.2014 11:33) [Материал]
У Китая — единственной в мире цивилизации, непрерывной от рождения пять тысяч лет назад и до настоящего времени

Как то сомнительно звучит.

-1
12 Russian   (09.09.2014 11:33) [Материал]
Тут не ясно как дела обстояли 600 лет назад, а они про 5000.

0
13 Надежда1   (09.09.2014 12:46) [Материал]
- Почему из русских людей всегда делают доноров? И никогда не спрашивают согласия

- Посмотрите, как живут в русских областях. Никому не приходит в голову сравнить

- Расскажите мне, сколько руководящих постов в высших эшелонах власти занимают русские люди?

"... естественное желание русского чувствовать себя в привычной, комфортной обстановке на всей территории России ограничивается национальными особенностями регионов: в Чечне сильнее, чем в Татарстане, а в Бурятии сильнее, чем в Осетии..."
- Нормально, да? Всем везде комфортно, а русским людям - "нац. особенности регионов"

"...вполне естественно осознавать Рамзана Кадырова представителем (а сегодня в Новороссии и защитником) Русского мира."
- Нужен Кадырову русский мир, как 5 колесо в телеге. Мотивация - страстное желание объединить Крым и Чечню.

2
14 Надежда1   (09.09.2014 13:00) [Материал]
В основе должна быть справедливость в самом широком смысле, а не дискриминация русских людей

2
15 Надежда1   (09.09.2014 13:46) [Материал]
"Основа русского мира - русский народ, нац меньшинства никогда не будут строить русский мир. Только воля русского народа, его идеи и его достижения способны расширить этот мир или же просто заставить существовать."

0
16 Надежда1   (09.09.2014 15:14) [Материал]
Что-то этих "центров анализа" да "президентов ищенков" расплодилось...
Эти "строители" настроят ... Ловкачи

1
17 АРГОНАВТ   (09.09.2014 15:27) [Материал]
Вопрос автору статьи: почему,когда народы России говорят о своей национальности и своих интересах-это называется "сохранением национальной идентичности", а когдм русские говорят о своей национальности-нас называют нацистами?

-1
18 Pred   (09.09.2014 20:06) [Материал]
Хорошая статья. Вообще "русский" это принадлежность, не зря же слово прилагательное. Если говорить о национальности, то тогда уж поляне, древляне, поморы и т.д.
А это националистический бред... раздражает. Шовинизмом попахивает.

«Когда человеку нечем гордиться, он начинает гордится своей национальностью»

1
19 Надежда1   (09.09.2014 22:28) [Материал]
Учи историю, неуч.
Тогда перестанешь повторять глупости за врагами России

1
20 Паразитолог   (10.09.2014 11:31) [Материал]
данная статья - завуалированный вброс с целью нивелировать этническую идентичность русских. русский мир без русского духа и русской духовности (читай православия) невозможен. Добровольный аскетизм русских во имя идеи справедливости не свойственен большинству народов и народностей, религиозный фанатизм не в счет

0
21 АРГОНАВТ   (10.09.2014 19:26) [Материал]
"Вообще "русский" это принадлежность,не зря же слово прилагательное."

Принадлежность к чему/кому? Вы обвиняете в националистическом бреде,но данная Ваша реплика-пример русофобии. То бишь-"немец","француз","араб" и прочие-это национальность,а "русские"-принадлежность.

"Если говорить о национальности,то тогда уж поляне,древляне,поморы и т.д."

Перечисленные Вами "поляне,древляне,поморы и т.д." на
циональностями не являются.

1
22 ivanov   (10.09.2014 22:05) [Материал]
…..А в Новороссии идет война за Русский мир.

Как говорил великий Сунь -“Ехал из Америки на зелёном велике!
Велик поломался, а я здесь остался!”

…..Русский мир не только не вмещается в границы национального государства русских, но отрицает саму возможность создания такого государства.

Эх,что ни рожа, то Сегожа!
Ну, где автор увидел сегодня “национальное госудрство русских?!”, в которое не вмещается его “ Русский мир?”
У нас в конституции записано:
”Мы, многонациональный народ(!) Российской федерации…”
Однко,саму возможность создания такого государства отрицать нельзя. Ведь историческим фактом является существование тысячелетнего Русского Государства менно, как Государства Русских, православных!
Пчёлы не против мёда!

…..Конечно, его государствообразующую роль невозможно ни отрицать, ни преуменьшить, но без добровольного, творческого содействия иных народов и племен русский народ ничего бы не создал.

Да кто бы спорил! Вот смогли бы мы без хакасов, ороков, саамов ,ительменов создать литературные шедевры, науку, искусство….?!
Само собой, тупой русский Ваня ни к чему не способен!
Я запамятовал, но может быть автор приведёт в пример творческое содействие какого-нибудь племени в создании , например, первой ракеты!

…..Русский мир тем и отличается, что в нем русскими могут быть люди без капли русский крови

О, да! А также, французами - без капли французской крови, евреями – без капли еврейской и далее по списку!
“В нашем дурдоме опять выходной.
Вовка - главврач, отпустил всех домой,
Он главврачом притворяется год,
Врёт про болезни нам каждый обход.”

…..И православие в русском мире занимает ту же позицию, что и русский народ: почетную, но не господствующую.

Истинно так! Куда задвинули русских - туда и Православие! Хоть тут не соврамши, господин автор!
Однако, насчёт “почётной” не удержался - приврал шельмец!

…..государство в целом спокойно относилось не только к иным религиям, но даже к ересям внутри собственно государственной церкви.

Тут уж откровенная брехня! Вспомним Геннадия Новгородского! А также, как поступали с хлыстами, дыромоляями и прочими мракобесами! Читаем постановления Вселенских соборов, созываемых для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви!

…..В общем, Русский мир является русским и православным лишь постольку, поскольку включенные в его орбиту народы признают ведущую роль русского православного народа и русской культуры в формировании такого комфортного общежития

А вот Фёдор Михайлович иного мнения: «Ты русский настолько, насколько ты православный» Ф.М.Достоевский
Продолжив логику повествования автора: ” Как только эвенки или чукчи перестанут признавать ведущую роль русского православного народа и русской культуры в формировании комфортного общежития – Русский мир перестанет быть и русским, и православным ”
Автор белены объелся?!

Девиз Русского мира — невмешательство.
Русский мир никогда не будет создавать русскую Россию. Это смерть и для Русского мира, и для России, и для русских.

Болезный вы наш! Как же без Государства русских создавать Русский мир, да ещё никуда не вмешиваясь?
Мир без любимого -
Солнце без тепла,
Птица без крыла.
Край без любимого -
Горы без вершин,
Песня без души.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]